Вернуться в театр
Все новости

Театр + школа. Немного истории театральной педагогики.

16 сентября 2020

Эстетическое переживание делает человека безгранично целостным со всем миром, когда ребенок на сцене проживает что-то или вместе с героями сцены он становится старым фонарем Андерсена, метлой, вьюгой, колоколами Диккенса.
Он становится частью этого художественного и этого реального мира. Вряд ли найдется человек, который захочет поспорить с мыслью психолога и главного редактора журнала «Искусство в школе» Александра Александровича Мелик-Пашаева. Ведь когда у ребенка есть опыт такого проживания, не может стоять вопрос о том, можно или нельзя бросать пластиковую бутылку в лесу, потому что он часть этого леса и этого мира.
Такое глубинное и базовое понимание жизни ничто кроме искусства, дать не может.
А мы в этом смысле практически не вступаем в диалог с искусством.
⁉Как можно изменить эту ситуацию?
Стоит обратиться к истории, чтобы начать путь одновременно и возвращения, и становления театральной педагогики.
Театр на сегодняшний день имеет огромное количество разных форм работы со зрителями, которые могут ввести ребенка в непосредственный диалог с искусством.
В нашей стране практики работы со зрителем начали накапливаться в театре до того, как появился первый профессиональный детский театр.
Это началось в 1916 году на Первом съезде Школьной секции Всероссийского театрального общества.
И в журнале «Игра», который вышел в 1918 году, были собраны и опубликованы документы этого съезда. За эти два года материалы должны были просто сгореть, пропасть, потому что ровно в это время случилась гражданская война, трагические для страны события.
Почему-то ничего не потерялось.
💡Там собран опыт и метафорических игр с детьми, и работы с преображением пространства, звука. Эти практики в 20-х годах оказались невероятно востребованными. Всегда так бывает: когда на дворе полная беда, когда брошенных детей примерно в четыре-пять раз больше, чем детей, сохранивших какое-то душевное спокойствие, тогда оказывается, что все эти техники театрального проживания особенно нужны. Поэтому с 1918 по 1926 год выходит колоссальное количество методичек, которые до сих пор никем не освоены.
💡Там есть техника театральных летних лагерей, которые делают Шацкие, когда дети погружаются в ситуацию земледельческой общины, индейского племени, еще кого-то и через это изучают разные культуры, разные производства, разные взгляды на мир и так далее.
💡Там есть опыты, которые происходили в саду за Невской заставой, когда дети играют один и тот же спектакль и вводят друг друга. В одно воскресенье играют одни дети, а рабочие сцены – другие дети, а администраторы – третьи дети, потом они передают друг другу этот опыт, меняются.
Этими техниками сегодня активно пользуются детские театры: экскурсии, интерактивные квесты, обсуждение, работа до спектакля. Невероятное богатство театральных методик накоплено в нашей стране.
То, что было сделано в 20-х годах, ушло от нас. Сегодня ими успешно пользуются наши зарубежные коллеги, а у нас это перестало развиваться.
Они к нам вернулись с Маркитой Вуопс, Якобом Кёр-бу, с Манон Ван дер Вотер, мы с изумлением смотрели на это и думали: «Ого! У них за это время наши практики разрослись в колоссальные разработки, а мы это потеряли, забыли.»
🎭Пришло время вернуться к нашему наследию.
👉Давайте вспоминать и созидать вместе! Для этого создана наша платформа! Присоединяйтесь!

📃Материал подготовлен на основе доклада эксперта проекта - Никитиной Александры Борисовны, театроведа, театрального критика, кандидата искусствоведения.