Вернуться в театр
Все новости

ТЕАТР + ШКОЛА: ТОЧКА РОСТА — СЕВЕРО-ЗАПАД ЭКСПЕРТЫ ПРОЕКТА. ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

12 августа 2021

ТЕАТР + ШКОЛА: ТОЧКА РОСТА — СЕВЕРО-ЗАПАД
ЭКСПЕРТЫ ПРОЕКТА. ПРЯМАЯ РЕЧЬ 📣

Никитина Александра Борисовна
🔸театровед
🔸кандидат искусствоведения
🔸эксперт ЛСКОП ИСП МГПУ
🔸сотрудник отдела зрительских проектов МОГТЮЗ
🔸 эксперт проекта «Театр+школа: точка роста — Северо-Запад»

«Стоит обратиться к истории, чтобы начать путь одновременного и возвращения, и становления театральной педагогики в нашей стране. Театр на сегодняшний день имеет огромное количество разных форм работы со зрителями, которые могут ввести ребенка в непосредственный диалог с искусством. В нашей стране практики работы со зрителем начали накапливаться в театре до того, как появился первый профессиональный детский театр.

Это начало происходить в 1916 году., когда состоялся Первый съезд Школьной секции Всероссийского театрального общества.
В 1918 году под крылом Наркомпроса участники этого съезда собрали документы 1916 года и опубликовали часть из них в первом номере журнала «Игра», в котором представили опыт и метафорических игр с детьми, и работы с преображением пространства, звука.

Эти практики в 20-х годах оказались невероятно востребованными. И это не удивительно: когда гражданская война, разруха, тысячи беспризорников с разрушенной психикой, тогда оказывается, что все эти техники театрального проживания особенно нужны. Поэтому с 1918 по 1926 год выходит колоссальное количество методичек, которые до сих пор никем не освоены.

А в них техники организации театральных летних лагерей, когда погружаются в ситуацию земледельческой общины, индейского племени и изучают разные культуры, разные производства, разные взгляды на мир и так далее. Там есть опыты, которые происходили в саду за Невской заставой, когда дети играют один и тот же спектакль и вводят друг друга в этот мир. В одно воскресенье играют одни дети, потом передают друг другу этот опыт, меняются. Кто-то, отыграв все социальные роли в этой истории, выходит как закончивший, принимает следующий, следующий и следующий.

Я перечислила те техники, которыми сегодня пользуются детские театры: экскурсии, интерактивные квесты, обсуждение, работа до спектакля. Но на самом деле ни на какой листочек, ни на какой кадр презентации не уместится то богатство театральных методик, которое сегодня в нашей стране есть.

То, что мы делали в 20-х годах, ушло от нас. Сегодня этими методиками успешно пользуются наши зарубежные коллеги. А когда они к нам вернулись с Маркитой Вуопс, Якобом Кёрбу, с Манон Ван дер Вотер, мы с изумлением смотрели на это и думали: «Ого! У них за это время наши практики разрослись в колоссальные разработки, а мы это потеряли.» Ну, не потеряли, но забыли на какое-то время...»

Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».